«На работу, как на праздник!» - часто приходится слышать мне от людей, со стороны наблюдающих за моей педагогической деятельностью. «Тебе хорошо, - говорят они, - это мы целый день крутимся, вертимся на работе «как белки в колесе», а ты только поёшь да пляшешь».
Вот и сегодня по пути на работу, мне опять пришлось услышать подобное от одной моей знакомой. «Конечно, - в очередной раз подумала я, - вам и невдомёк, как, простояв полдня на ногах, и придя вечером домой, я просто падаю от усталости; как от длительного пения то и дело теряю голос; как сижу до позднего вечера и составляю конспекты занятий, сценарии праздников; как, ломая голову, придумываю интересные игровые приёмы, чтобы удивить ребят; как больно прокалываю пальцы иголкой, создавая очередной праздничный костюм. Вам бы, мои дорогие, такого праздника каждый день!»
Но вот прихожу на работу, начинаю готовиться к встрече с ребятами, и мысли уже «плывут» в совершенно другом позитивном направлении.
И тут в зал входят они – мои воспитанники, мои маленькие друзья. «Глаза горят», губы расплываются в улыбке, бегут, обнимают меня крепко-крепко, и я начинаю делиться с ними самым прекрасным, что может быть на свете – музыкой. Именно музыка делает мир ярче, именно от соприкосновения с нею у ребят возникают самые искренние чувства – радость, грусть, удивление, восторг…
Музыкальные вкусы формируются с детства, и я убеждена, что дети должны воспринимать разную по характеру и жанру музыку.
Авторская музыка. Как много замечательных детских композиторов, произведения которых дают возможность развивать у ребят танцевальные и певческие способности. Среди них И.Кишко, Е.Тиличеева, А.Филиппенко, Т.Попатенко, М.Красев, Е.Макшанцева, Д.Кабалевский, В.Герчик и т.д.
Классика! А как без неё? Как можно лишить ребят возможности прослушать «Полёт шмеля» композитора Н.Римского-Корсакова, насладиться мелодией «Вальса цветов» П.Чайковского, повеселиться под игривую музыку Д.Кабалевского «Клоуны», М.Глинка «Полька».
Не надо бояться и современного музыкального искусства, с которым многие ребята, к тому же, практически ежедневно сталкиваются в собственных семьях.
Ну и, конечно, нельзя забывать о том, что особенно близко по духу каждому русскому человеку – народной музыке. Именно она даёт маленькому человечку возможность приобщиться к истокам русской национальной культуры, позволяет нам взрослым сформировать у детей нравственно-этические чувства, любовь к Родине, основы национального самосознания.
Русская душа – широкая многогранная, как и русская музыкальная культура. Всё в ней прекрасно, взаимодополняемо, взаимопроникновенно.
Плясовая – задорная, разудалая. Мальчики важно приглашают девочек кивком головы, а те кокетливо протягивают ручку в знак согласия. Вмиг застучали каблучки, замелькали ситцевые платочки, закружились юбочки-колокольчики с огуречными мотивами, и кажется, мир вокруг расцветает, наполняется яркими красками, позитивными эмоциями.
А сейчас все крепко взялись за руки и завели дружный хоровод. Детские голоса старательно выводят мелодию русской песни, напевную, протяжную, как родные просторы. Каждое слово наполнено особым смыслом, национальным колоритом. Мелодия то взмывает ввысь, как жаворонок в поле, то плавно течёт как речка, нежно омывая свои берега.
По мнению К.С.Аксакова, в народных песнях высказывается народ; в них он является со всем своим богатством, во всей своей силе; они также изустно повторяются, они поются, и элемент музыкальный, соединяясь с поэтическим созданием, также высказывает дух народа.
Ребята берут в руки деревянные расписные ложки и вот, простые, на первый взгляд, бытовые предметы, бойко отбивают незатейливый ритмический рисунок в такт весёлой музыке.
Традиционные на Руси обрядовые праздники. Как много в них народного, родного. Они объединяют и детей и взрослых в широком смысле «в большой хоровод», где нет места конфликтам и раздору, где рядом близкие по духу люди, где народная культура и традиции воплощаются в песнях, плясках, играх, театрализованных представлениях.
Заканчивается одно занятие – начинается другое, одни ребята уходят – другие радостно бегут им на смену. Время летит незаметно, эмоции переполняют, грустные мысли надолго не задерживаются. И, остановившись на минуту в этой прекрасной суете, я думаю, что ведь и вправду моя работа – это самый настоящий праздник.
Праздник потому, что каждый день я вижу счастливые детские лица.
Праздник потому, что меня окружает музыка, а ведь она, как поётся в знаменитой песне «и строить, и жить помогает…».
Праздник потому, что позволяет мне всё время находиться в творческом поиске и самосовершенствоваться.
Праздник потому, что здесь нет места плохому настроению.
Праздник потому, что заставляет меня всегда хорошо выглядеть и следить за собой.
Праздник потому, что Новый год я отмечаю не один раз в году, а десять раз подряд.
Праздник потому, что каждый день возвращает меня в детство.
Ну и как после этого обижаться на того, кто в очередной раз скажет мне: «На работу, как на праздник!»
|